Закон о дорожном движении РК

Закон о дорожном движении РК

Глава 6. Управление деятельностью, направленной на обеспечение безопасности дорог и их пропускной способности

Статья 36. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте, содержании дорог и управлении ими

  1. Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт, содержание дорог и управление ими на территории Республики Казахстан должны выполняться на основе и с соблюдением требований безопасности, установленных техническими регламентами в сфере автомобильных дорог.

При проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V ( стар. ред.)

  1. Нормативная, проектная и техническая документация на проектирование, строительство, ремонт, содержание дорог и управление ими в части обеспечения безопасности дорожного движения подлежит согласованию и утверждению в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения.
  2. Ответственность за соответствие состояния дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства – на исполнителя работ.
  3. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, техническим регламентам возлагается на физических и юридических лиц, во владении (в ведении) которых находятся дороги.
  4. Дороги, входящие в сети международных автомагистралей и азиатских автомобильных дорог, должны соответствовать требованиям международных соглашений в порядке, утверждаемом Правительством Республики Казахстан.

Закон о дорожном движении РК

Статья 37. Основные требования к должностным и иным лицам, ответственным за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений

  1. Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

1) содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

2) принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

  1. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения на местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, оставшиеся по окончании работы строительные материалы, конструкции, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими установленным нормам направляющими и ограждающими устройствами, дорожными знаками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.

По завершении работ на дороге должны быть обеспечены условия безопасного движения транспортных средств и пешеходов.

  1. Соответствующие должностные и иные лица согласовывают с уполномоченным органом:

1) документацию по организации дорожного движения и транспортному планированию в городах и на дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения с учетом потребностей инвалидов различных категорий; проекты строительства, реконструкции дорог, дорожных сооружений в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;

2) проведение на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий.

Закон о дорожном движении РК

Статья 38. Требования к субъектам, выполняющим дорожные и другие работы на проезжей части дороги

  1. Дорожные и другие работы на проезжей части дорог, в том числе аварийно-спасательные, должны осуществляться в соответствии с требованиями правил проведения дорожных и других работ на проезжей части дороги, утвержденных Правительством Республики Казахстан.
  2. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения дорожных и других работ путем:

1) установки на расстоянии не менее пятидесяти метров от места проведения дорожных и других работ в населенных пунктах и трехсот метров вне населенных пунктов информационных щитов и необходимых дорожных знаков, предупреждающих участников дорожного движения о проведении данных работ;

2) установки максимальной разрешенной скорости движения транспортных средств в зоне дорожных и других работ не более тридцати километров в час в населенных пунктах и не более шестидесяти километров в час вне населенных пунктов. В зонах дорожных и других работ большой протяженности ограничение скорости необходимо дублировать с регулярной периодичностью путем установки соответствующих знаков;

3) обозначения полосы, по которой следует осуществлять движение транспортных средств, соответствующей и четко видимой вертикальной и горизонтальной дорожной разметкой;

4) регулярного проведения совместно с уполномоченным органом мероприятий по контролю за соблюдением ограничений скорости движения транспортных средств в зоне дорожных и других работ;

5) обеспечения лиц, занятых в дорожных и других работах на проезжей части дорог, сигнальной защитной одеждой, обеспечивающей их видимость в любое время суток на большом расстоянии и отвечающей требованиям международных и национальных стандартов.

  1. Запрещаются в границах полосы отвода дороги:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 07.11.14 г. № 248-V ( стар. ред.)

1) выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием дорог, а также размещением объектов дорожного сервиса, дорожной службы, наружной (визуальной) рекламы, постов полиции, санитарно-эпидемиологического контроля, таможенного, пограничного, транспортного контроля, ветеринарных и фитосанитарных контрольных постов;

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 07.11.14 г. № 248-V ( стар. ред.)

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса, дорожной службы, наружной (визуальной) рекламы, к постам полиции, санитарно-эпидемиологического контроля, таможенного, пограничного, транспортного контроля, ветеринарных и фитосанитарных контрольных постов;

3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода дороги или ремонту дороги.

Закон о дорожном движении РК

Статья 39. Обеспечение безопасности дорог в отношении их пользователей

  1. На дорогах разрешается движение только тех транспортных средств, которые прошли государственную регистрацию и находятся в исправном техническом состоянии.
  2. Транспортные средства передвигаются по проезжей части дороги только в соответствии с требованиями настоящего Закона и правилами дорожного движения.
  3. На дорогах запрещается:

1) складывать материалы, хранить их и предметы на проезжей части дороги и тротуаре;

2) создавать места постоянных и временных въездов и выездов, соединения и пересечения с другими дорогами;

3) устанавливать барьеры, шлагбаумы на проезжей части дороги и преграждать движение транспортных средств другими способами;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 07.11.14 г. № 248-V ( стар. ред.)

4) устанавливать в полосе отвода знаки, указатели, не относящиеся к дорожному движению, за исключением указателей дорожной службы, наружной (визуальной) рекламы, постов полиции, санитарно-эпидемиологического контроля, таможенного, пограничного, транспортного контроля, ветеринарных и фитосанитарных контрольных постов;

5) устанавливать скорость движения транспортных средств свыше ста километров в час при отсутствии раздельных проезжих частей дороги для движения транспортных средств в каждом направлении и обустройства пересечений дорог в разных уровнях;

6) проводить заводские испытания автомобилей, тракторов, других самоходных и прицепных транспортных средств;

7) размещать в закрепленной полосе площадки для стоянки и мойки транспортных средств;

8) без разрешения уполномоченного органа проводить массовые, спортивные и иные мероприятия.

  1. На автомагистралях запрещается нахождение пешеходов, а также домашних животных вне транспортного средства.

Закон о дорожном движении РК

Статья 40. Основные меры обеспечения безопасности дорожного движения пешеходов

  1. Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения пешеходов должна быть направлена на:

1) улучшение пассивной безопасности транспортных средств;

2) создание безопасных условий пользования дорогами, в том числе управление скоростью, повышение видимости пешеходов и транспортных средств, улучшение инженерно-технических характеристик транспортных средств;

3) формирование законопослушного поведения водителей путем их информирования, обучения и обязательности соблюдения правил дорожного движения;

4) консультирование и информирование пешеходов об изменениях, производимых в их интересах, и осуществление мер, способных снизить риск пешехода стать пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;

5) информирование пешеходов о предстоящих и произошедших изменениях в организации дорожного движения и осуществление мер, способных снизить риск пешехода стать пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.




  1. В целях обеспечения безопасности дорожного движения пешеходов документация по территориально-транспортному планированию и организации дорожного движения должна предусматривать:

1) планирование землепользования с учетом исключения рисков во время движения пешеходов путем создания безопасных взаимосвязанных и удобных для перемещения маршрутов, используемых ими;

2) сооружение безопасных, удобных, соединенных между собой пешеходных путей с их искусственным освещением;

3) на этапе проектирования и строительства дорог разделение движения пешеходных и транспортных потоков противоаварийными разделительными барьерами и ограждениями.

Закон о дорожном движении РК

Статья 41. Обеспечение потребностей пользователей дорог в рамках планирования населенных пунктов

  1. При планировании дорог населенных пунктов обеспечиваются потребности всех пользователей дорог в рамках устойчивого городского планирования, управления спросом на услуги транспорта и использования земельных ресурсов на основе:

1) регулирования спроса населения на поездки, обеспечивая приоритетность и преимущество общественному транспорту;

2) обеспечения доступности транспортных средств к местам назначения;

3) планирования и размещения рынков, объектов с массовым пребыванием людей с учетом обеспечения безопасности дорожного движения и бесперебойной пропускной способности дорог и улиц населенных пунктов;

4) учета географических и демографических условий;

5) внедрения интеллектуальной транспортной системы;

6) включения требований по обеспечению безопасности дорожного движения в функции по планированию населенных пунктов, транспортной инфраструктуры и использованию земель населенных пунктов.




  1. Схемы территориально-транспортного планирования, генеральные планы населенных пунктов должны предусматривать:

1) безопасную и бесперебойную организацию дорожного движения;

2) высокий уровень защиты участников дорожного движения от воздействия дорожно-транспортных происшествий согласно утвержденным техническим характеристикам;

3) разделение транспортных и пешеходных потоков путем строительства подземных и надземных пешеходных переходов;

4) наличие парковок, паркингов, велосипедных полос движения либо велосипедных дорожек, а также полос движения, предназначенных для общественного транспорта и специальных транспортных средств организаций скорой медицинской помощи и противопожарной службы;

5) разделение встречных потоков транспортных средств дорожными ограждениями, ограничивающими выезд на полосу встречного движения;

6) разделение пересекающихся потоков транспортных средств транспортными развязками в разных уровнях;

7) предотвращение чрезмерной концентрации транспортных средств, населения и производства;

8) развитие территории населенного пункта, включая транспортную и инженерную инфраструктуры, с учетом организации дорожного движения, соответствующей прогнозируемым демографическим, автомобильным, дорожным и социально-экономическим условиям;

9) соотношение пропускной способности дорог, транспортных развязок, парковок и паркингов транспортных средств от концентрации транспортных средств и застройки территорий населенных пунктов;

10) иные меры по обеспечению безопасности дорожного движения при устойчивом развитии населенных пунктов.

Закон о дорожном движении РК

Статья 42. Обеспечение безопасного функционирования, поддержания и совершенствования дорожной инфраструктуры

  1. Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций, местные исполнительные органы, владельцы дорог обязаны обеспечить безопасное функционирование, поддержание и улучшение существующей дорожной инфраструктуры на основе:

1) определения количества дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями в разбивке по категориям пользователей дорог, а также основных факторов транспортной инфраструктуры, влияющих на риск для каждой группы пользователей;

2) определения опасных мест или участков дорог, на которые приходится чрезмерное количество или тяжесть дорожно-транспортных происшествий, и принятия соответствующих коррективных мер;

3) проведения оценки безопасности существующей дорожной инфраструктуры и использования оправдавших себя инженерных подходов для улучшения показателей безопасности;

4) осуществления регулирования расчетной скорости движения транспортных средств на этапе проектирования и эксплуатации дорожной сети. Расчетная скорость движения транспортных средств свыше ста километров в час устанавливается только при наличии раздельных проезжих частей дороги для движения транспортных средств в каждом направлении и в случае обустройства пересечений дорог в разных уровнях;

5) содействия переподготовке кадров и обучению в сфере безопасности дорожного движения в процессе проектирования средств обеспечения безопасности, проверки безопасности и оценки дорог;

6) разработки и содействия использования стандартов в отношении проектирования и эксплуатации безопасных дорог с учетом и интегрированием человеческих факторов и конструкции транспортных средств;

7) обеспечения безопасности мест проведения дорожных работ.

  1. Обеспечение безопасного функционирования, поддержания и улучшения дорожной инфраструктуры осуществляется на основании выполнения мероприятий по устранению аварийно-опасных мест и участков на дорогах.

Закон дополнен статьей 42-1 в соответствии с Законом РК от 05.05.15 г. № 312-V

Статья 42-1. Парковка в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств

  1. Места, оборудованные специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, определяются местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы.
  2. Парковка в местах, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами парковки в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, и в соответствии с тарификацией, определенной местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы.
  3. Специальные сертифицированные устройства, предназначенные для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, должны соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан о техническом регулировании.
  4. Парковка в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, без оплаты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных правилами парковки в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств.
  5. Контроль за соблюдением правил парковки в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, осуществляется местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы.

Закон о дорожном движении РК

Статья 43. Разработка безопасной дорожной инфраструктуры, обеспечивающей потребности в мобильности и доступе пользователей дорог

Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций, местные исполнительные органы, владельцы дорог обязаны разрабатывать безопасную дорожную инфраструктуру, обеспечивающую потребности в мобильности и доступе пользователей дорог, на основе:

1) учета всех видов транспортных средств при строительстве новой инфраструктуры, в том числе обеспечения дорог и улиц интеллектуальными транспортными системами, велосипедными полосами движения либо велосипедными дорожками, полосами движения, предназначенными для общественного транспорта;

2) установления и утверждения минимальных рейтингов безопасности для новых проектов и инвестиций в дороги, которые обеспечивают отражение в технических характеристиках новых проектов потребностей всех пользователей дорог в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности.

Закон о дорожном движении РК

Статья 44. Обустройство дорог объектами дорожного сервиса

  1. Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций, местные исполнительные органы, владельцы дорог на этапе проектирования, реконструкции, строительства и эксплуатации дорог:

1) обеспечивают обустройство дорог объектами дорожного сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов с учетом требований обеспечения безопасности дорожного движения и оборудования специальными техническими средствами, приспособлениями, создающими инвалидам равные условия пребывания с другими гражданами;

2) организуют работу объектов дорожного сервиса с учетом обеспечения безопасности участников дорожного движения;

3) предоставляют информацию участникам дорожного движения о наличии объектов дорожного сервиса и расположении ближайших организаций здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

  1. Размещение объектов дорожного сервиса и инженерных коммуникаций в пределах дорог и дорожных сооружений не должно ухудшать видимость на дороге и другие условия безопасности дорожного движения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о дорожном движении.

Закон о дорожном движении РК

Статья 45. Обучение правилам дорожного движения

  1. Обучение правилам дорожного движения проводится на основе примерных программ и методических рекомендаций.
  2. Обучение правилам дорожного движения проводится в организациях образования независимо от форм собственности, реализующих образовательные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования в порядке, установленном уполномоченным органом в области образования.

Закон о дорожном движении РК

Статья 46. Научные исследования и разработки в области безопасных дорог и обеспечения мобильности

Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций, владельцы дорог внедряют современные инновационные технологии проектирования и строительства в целях обеспечения безопасных дорог и мобильности путем:

1) создания необходимых условий для проведения научных исследований и разработок в области безопасных дорог и обеспечения мобильности;

2) достижения результатов научных исследований на основе их экономического обоснования для включения в разработку более безопасной дорожной инфраструктуры и выделения необходимых инвестиций;

3) осуществления демонстрационных проектов по оценке инноваций в области повышения безопасности особенно для уязвимых пользователей дорог.

Закон о дорожном движении РК

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

38комментариев

  • Анастасия:

    Здравствуйте. Произошло дтп с участием одной моей машины. Машина двигалась по правой полосе на небольшой скорости ,не справились с управлением и она колесом наехала на бордюр,упала в арык и на боку ещё ее протащило метров 6. Пострадавших нет,другие машины не пострадали. Скорую вызвали прохожие,все целы. Права забрали ,теперь приглашают в ГАИ на разговор. Чем может это грозить ?

    • pravila.kz:

      КоАП РК 2018 Статья 610. Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью людей, повреждение транспортных средств или иного имущества
      Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб, –
      влечет штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей или лишение права управления транспортным средством на срок до шести месяцев.

      То же действие, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью, –
      влечет штраф в размере сорока месячных расчетных показателей или лишение права управления транспортным средством на срок до девяти месяцев.

      Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные лицом, не имеющим либо лишенным права управления транспортным средством, –
      влекут штраф в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.

  • Александр:

    Здравствуйте , я приобрёл легковой автомобиль с установленным шаровым фаркопом, прицеп не таскаю , некоторые из друзей говорят что категория B позволяет таскать прицеп одноосевой массой до 750кг, некоторые говорят что при наличии фаркопа нужно иметь обязательно категорию в правах на управление автомобиля с прицепом. Разъясните пожалуйста этот момент

  • Роман:

    Добрый день! Разрешается ли гражданину Российской Федерации управлять транспортным средством (в личных целях) на территории Республики Казахстан по казахстанскому водительскому удостоверению.

  • Игорь:

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста:
    1. Ставится ли в водительском удостоверении пометка, если сдавал экзамен на АКПП?
    2. Если ставится, то можно ли с такой пометкой управлять транспортным средством на “механике”? Если нельзя, то хотелось бы получить ссылку на документ, в котором это написано. Спасибо.

  • Евгений:

    Здравствуйте. Разрешается ли установка экспедиционного багажника на внедорожник без дополнительной отметки в техпаспорте?

  • ON:

    Добрый день! При каких температуры дает разрешение на въезд и выезд грузовых автотранспорта в город?

  • газиз:

    добрый день
    1. Разрешается ли автобусам в дневное время ездить дневными ходовыми огнями без фар ближнего света?
    2. Разрешается ли тонировка задних боковых и заднего стекла (заднее лобовое) автобусов?
    Опишите мне статьи и законы на которые могу ссылаться

    • pravila.kz:

      Здравствуйте Газиз
      ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, СОЗДАЮЩИХ УГРОЗУ БЕЗОПАСНОСТИ
      4. Установлены дополнительные предметы, ограничивающие обзорность с места водителя, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения.
      Нанесены покрытия либо наклеены прозрачные цветные пленки на ветровых и (или) передних боковых стеклах кабины (салона) механического транспортного средства.
      Примечание. На верхней части ветрового стекла допускается использование полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм, а на автотранспортных средствах категорий М3, N2, N3 – шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. Допускается применять шторки на окнах автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей.

      ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТР ТС 018/2011
      «прозрачная часть переднего и боковых окон» – часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускание не менее 70%;
      Все технические требования здесь

  • 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 Постов в рубрике О дорожном движении
Рекомендуется для вас
Основные изменения Закона «О дорожном движении»

Основные изменения Закона «О дорожном движении» 17 апреля 2014 года приняты Законы «О дорожном движении»...