Закон о дорожном движении РК

Закон о дорожном движении РК

Глава 6. Управление деятельностью, направленной на обеспечение безопасности дорог и их пропускной способности

Статья 36. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте, содержании дорог и управлении ими

  1. Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт, содержание дорог и управление ими на территории Республики Казахстан должны выполняться на основе и с соблюдением требований безопасности, установленных техническими регламентами в сфере автомобильных дорог.

При проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V ( стар. ред.)

  1. Нормативная, проектная и техническая документация на проектирование, строительство, ремонт, содержание дорог и управление ими в части обеспечения безопасности дорожного движения подлежит согласованию и утверждению в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения.
  2. Ответственность за соответствие состояния дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства — на исполнителя работ.
  3. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, техническим регламентам возлагается на физических и юридических лиц, во владении (в ведении) которых находятся дороги.
  4. Дороги, входящие в сети международных автомагистралей и азиатских автомобильных дорог, должны соответствовать требованиям международных соглашений в порядке, утверждаемом Правительством Республики Казахстан.

Закон о дорожном движении РК

Статья 37. Основные требования к должностным и иным лицам, ответственным за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений

  1. Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

1) содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

2) принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

  1. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения на местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, оставшиеся по окончании работы строительные материалы, конструкции, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими установленным нормам направляющими и ограждающими устройствами, дорожными знаками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.

По завершении работ на дороге должны быть обеспечены условия безопасного движения транспортных средств и пешеходов.

  1. Соответствующие должностные и иные лица согласовывают с уполномоченным органом:

1) документацию по организации дорожного движения и транспортному планированию в городах и на дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения с учетом потребностей инвалидов различных категорий; проекты строительства, реконструкции дорог, дорожных сооружений в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;

2) проведение на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий.

Закон о дорожном движении РК

Статья 38. Требования к субъектам, выполняющим дорожные и другие работы на проезжей части дороги

  1. Дорожные и другие работы на проезжей части дорог, в том числе аварийно-спасательные, должны осуществляться в соответствии с требованиями правил проведения дорожных и других работ на проезжей части дороги, утвержденных Правительством Республики Казахстан.
  2. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения дорожных и других работ путем:

1) установки на расстоянии не менее пятидесяти метров от места проведения дорожных и других работ в населенных пунктах и трехсот метров вне населенных пунктов информационных щитов и необходимых дорожных знаков, предупреждающих участников дорожного движения о проведении данных работ;

2) установки максимальной разрешенной скорости движения транспортных средств в зоне дорожных и других работ не более тридцати километров в час в населенных пунктах и не более шестидесяти километров в час вне населенных пунктов. В зонах дорожных и других работ большой протяженности ограничение скорости необходимо дублировать с регулярной периодичностью путем установки соответствующих знаков;

3) обозначения полосы, по которой следует осуществлять движение транспортных средств, соответствующей и четко видимой вертикальной и горизонтальной дорожной разметкой;

4) регулярного проведения совместно с уполномоченным органом мероприятий по контролю за соблюдением ограничений скорости движения транспортных средств в зоне дорожных и других работ;

5) обеспечения лиц, занятых в дорожных и других работах на проезжей части дорог, сигнальной защитной одеждой, обеспечивающей их видимость в любое время суток на большом расстоянии и отвечающей требованиям международных и национальных стандартов.

  1. Запрещаются в границах полосы отвода дороги:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 07.11.14 г. № 248-V ( стар. ред.)

1) выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием дорог, а также размещением объектов дорожного сервиса, дорожной службы, наружной (визуальной) рекламы, постов полиции, санитарно-эпидемиологического контроля, таможенного, пограничного, транспортного контроля, ветеринарных и фитосанитарных контрольных постов;

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 07.11.14 г. № 248-V ( стар. ред.)

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса, дорожной службы, наружной (визуальной) рекламы, к постам полиции, санитарно-эпидемиологического контроля, таможенного, пограничного, транспортного контроля, ветеринарных и фитосанитарных контрольных постов;

3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода дороги или ремонту дороги.

Закон о дорожном движении РК

Статья 39. Обеспечение безопасности дорог в отношении их пользователей

  1. На дорогах разрешается движение только тех транспортных средств, которые прошли государственную регистрацию и находятся в исправном техническом состоянии.
  2. Транспортные средства передвигаются по проезжей части дороги только в соответствии с требованиями настоящего Закона и правилами дорожного движения.
  3. На дорогах запрещается:

1) складывать материалы, хранить их и предметы на проезжей части дороги и тротуаре;

2) создавать места постоянных и временных въездов и выездов, соединения и пересечения с другими дорогами;

3) устанавливать барьеры, шлагбаумы на проезжей части дороги и преграждать движение транспортных средств другими способами;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 07.11.14 г. № 248-V ( стар. ред.)

4) устанавливать в полосе отвода знаки, указатели, не относящиеся к дорожному движению, за исключением указателей дорожной службы, наружной (визуальной) рекламы, постов полиции, санитарно-эпидемиологического контроля, таможенного, пограничного, транспортного контроля, ветеринарных и фитосанитарных контрольных постов;

5) устанавливать скорость движения транспортных средств свыше ста километров в час при отсутствии раздельных проезжих частей дороги для движения транспортных средств в каждом направлении и обустройства пересечений дорог в разных уровнях;

6) проводить заводские испытания автомобилей, тракторов, других самоходных и прицепных транспортных средств;

7) размещать в закрепленной полосе площадки для стоянки и мойки транспортных средств;

8) без разрешения уполномоченного органа проводить массовые, спортивные и иные мероприятия.

  1. На автомагистралях запрещается нахождение пешеходов, а также домашних животных вне транспортного средства.

Закон о дорожном движении РК

Статья 40. Основные меры обеспечения безопасности дорожного движения пешеходов

  1. Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения пешеходов должна быть направлена на:

1) улучшение пассивной безопасности транспортных средств;

2) создание безопасных условий пользования дорогами, в том числе управление скоростью, повышение видимости пешеходов и транспортных средств, улучшение инженерно-технических характеристик транспортных средств;

3) формирование законопослушного поведения водителей путем их информирования, обучения и обязательности соблюдения правил дорожного движения;

4) консультирование и информирование пешеходов об изменениях, производимых в их интересах, и осуществление мер, способных снизить риск пешехода стать пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;

5) информирование пешеходов о предстоящих и произошедших изменениях в организации дорожного движения и осуществление мер, способных снизить риск пешехода стать пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.




  1. В целях обеспечения безопасности дорожного движения пешеходов документация по территориально-транспортному планированию и организации дорожного движения должна предусматривать:

1) планирование землепользования с учетом исключения рисков во время движения пешеходов путем создания безопасных взаимосвязанных и удобных для перемещения маршрутов, используемых ими;

2) сооружение безопасных, удобных, соединенных между собой пешеходных путей с их искусственным освещением;

3) на этапе проектирования и строительства дорог разделение движения пешеходных и транспортных потоков противоаварийными разделительными барьерами и ограждениями.

Закон о дорожном движении РК

Статья 41. Обеспечение потребностей пользователей дорог в рамках планирования населенных пунктов

  1. При планировании дорог населенных пунктов обеспечиваются потребности всех пользователей дорог в рамках устойчивого городского планирования, управления спросом на услуги транспорта и использования земельных ресурсов на основе:

1) регулирования спроса населения на поездки, обеспечивая приоритетность и преимущество общественному транспорту;

2) обеспечения доступности транспортных средств к местам назначения;

3) планирования и размещения рынков, объектов с массовым пребыванием людей с учетом обеспечения безопасности дорожного движения и бесперебойной пропускной способности дорог и улиц населенных пунктов;

4) учета географических и демографических условий;

5) внедрения интеллектуальной транспортной системы;

6) включения требований по обеспечению безопасности дорожного движения в функции по планированию населенных пунктов, транспортной инфраструктуры и использованию земель населенных пунктов.




  1. Схемы территориально-транспортного планирования, генеральные планы населенных пунктов должны предусматривать:

1) безопасную и бесперебойную организацию дорожного движения;

2) высокий уровень защиты участников дорожного движения от воздействия дорожно-транспортных происшествий согласно утвержденным техническим характеристикам;

3) разделение транспортных и пешеходных потоков путем строительства подземных и надземных пешеходных переходов;

4) наличие парковок, паркингов, велосипедных полос движения либо велосипедных дорожек, а также полос движения, предназначенных для общественного транспорта и специальных транспортных средств организаций скорой медицинской помощи и противопожарной службы;

5) разделение встречных потоков транспортных средств дорожными ограждениями, ограничивающими выезд на полосу встречного движения;

6) разделение пересекающихся потоков транспортных средств транспортными развязками в разных уровнях;

7) предотвращение чрезмерной концентрации транспортных средств, населения и производства;

8) развитие территории населенного пункта, включая транспортную и инженерную инфраструктуры, с учетом организации дорожного движения, соответствующей прогнозируемым демографическим, автомобильным, дорожным и социально-экономическим условиям;

9) соотношение пропускной способности дорог, транспортных развязок, парковок и паркингов транспортных средств от концентрации транспортных средств и застройки территорий населенных пунктов;

10) иные меры по обеспечению безопасности дорожного движения при устойчивом развитии населенных пунктов.

Закон о дорожном движении РК

Статья 42. Обеспечение безопасного функционирования, поддержания и совершенствования дорожной инфраструктуры

  1. Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций, местные исполнительные органы, владельцы дорог обязаны обеспечить безопасное функционирование, поддержание и улучшение существующей дорожной инфраструктуры на основе:

1) определения количества дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями в разбивке по категориям пользователей дорог, а также основных факторов транспортной инфраструктуры, влияющих на риск для каждой группы пользователей;

2) определения опасных мест или участков дорог, на которые приходится чрезмерное количество или тяжесть дорожно-транспортных происшествий, и принятия соответствующих коррективных мер;

3) проведения оценки безопасности существующей дорожной инфраструктуры и использования оправдавших себя инженерных подходов для улучшения показателей безопасности;

4) осуществления регулирования расчетной скорости движения транспортных средств на этапе проектирования и эксплуатации дорожной сети. Расчетная скорость движения транспортных средств свыше ста километров в час устанавливается только при наличии раздельных проезжих частей дороги для движения транспортных средств в каждом направлении и в случае обустройства пересечений дорог в разных уровнях;

5) содействия переподготовке кадров и обучению в сфере безопасности дорожного движения в процессе проектирования средств обеспечения безопасности, проверки безопасности и оценки дорог;

6) разработки и содействия использования стандартов в отношении проектирования и эксплуатации безопасных дорог с учетом и интегрированием человеческих факторов и конструкции транспортных средств;

7) обеспечения безопасности мест проведения дорожных работ.

  1. Обеспечение безопасного функционирования, поддержания и улучшения дорожной инфраструктуры осуществляется на основании выполнения мероприятий по устранению аварийно-опасных мест и участков на дорогах.

Закон дополнен статьей 42-1 в соответствии с Законом РК от 05.05.15 г. № 312-V

Статья 42-1. Парковка в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств

  1. Места, оборудованные специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, определяются местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы.
  2. Парковка в местах, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами парковки в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, и в соответствии с тарификацией, определенной местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы.
  3. Специальные сертифицированные устройства, предназначенные для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, должны соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан о техническом регулировании.
  4. Парковка в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, без оплаты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных правилами парковки в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств.
  5. Контроль за соблюдением правил парковки в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, осуществляется местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы.

Закон о дорожном движении РК

Статья 43. Разработка безопасной дорожной инфраструктуры, обеспечивающей потребности в мобильности и доступе пользователей дорог

Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций, местные исполнительные органы, владельцы дорог обязаны разрабатывать безопасную дорожную инфраструктуру, обеспечивающую потребности в мобильности и доступе пользователей дорог, на основе:

1) учета всех видов транспортных средств при строительстве новой инфраструктуры, в том числе обеспечения дорог и улиц интеллектуальными транспортными системами, велосипедными полосами движения либо велосипедными дорожками, полосами движения, предназначенными для общественного транспорта;

2) установления и утверждения минимальных рейтингов безопасности для новых проектов и инвестиций в дороги, которые обеспечивают отражение в технических характеристиках новых проектов потребностей всех пользователей дорог в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности.

Закон о дорожном движении РК

Статья 44. Обустройство дорог объектами дорожного сервиса

  1. Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций, местные исполнительные органы, владельцы дорог на этапе проектирования, реконструкции, строительства и эксплуатации дорог:

1) обеспечивают обустройство дорог объектами дорожного сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов с учетом требований обеспечения безопасности дорожного движения и оборудования специальными техническими средствами, приспособлениями, создающими инвалидам равные условия пребывания с другими гражданами;

2) организуют работу объектов дорожного сервиса с учетом обеспечения безопасности участников дорожного движения;

3) предоставляют информацию участникам дорожного движения о наличии объектов дорожного сервиса и расположении ближайших организаций здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

  1. Размещение объектов дорожного сервиса и инженерных коммуникаций в пределах дорог и дорожных сооружений не должно ухудшать видимость на дороге и другие условия безопасности дорожного движения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о дорожном движении.

Закон о дорожном движении РК

Статья 45. Обучение правилам дорожного движения

  1. Обучение правилам дорожного движения проводится на основе примерных программ и методических рекомендаций.
  2. Обучение правилам дорожного движения проводится в организациях образования независимо от форм собственности, реализующих образовательные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования в порядке, установленном уполномоченным органом в области образования.

Закон о дорожном движении РК

Статья 46. Научные исследования и разработки в области безопасных дорог и обеспечения мобильности

Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций, владельцы дорог внедряют современные инновационные технологии проектирования и строительства в целях обеспечения безопасных дорог и мобильности путем:

1) создания необходимых условий для проведения научных исследований и разработок в области безопасных дорог и обеспечения мобильности;

2) достижения результатов научных исследований на основе их экономического обоснования для включения в разработку более безопасной дорожной инфраструктуры и выделения необходимых инвестиций;

3) осуществления демонстрационных проектов по оценке инноваций в области повышения безопасности особенно для уязвимых пользователей дорог.

Закон о дорожном движении РК

Закон о дорожном движении РК: 3 комментария

  1. Настоящий Закон устанавливает правовые основы и общие условия функционирования дорожного движения и обеспечения его безопасности в Республике Казахстан.

  2. Человек с одним глазом, имеет право управлять легковой машиной ? Стаж управления больше 20 лет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.